Наверх

Ар-нуво

   Моде́рн (от фр.moderne— современный), ар-нуво (фр.art nouveau, букв. «новое искусство»)— художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX— начале XX века. Стиль ар–нуво относится к стилю модерн, точнее является его частью. Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо. Стиль ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Дизайн интерьера в стиле ар–нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Этот стиль приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре). Особенности ар-нуво, как и модерна, это плавные, волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т.п.
   Линия является основой орнамента, выполняя стилеобразующую функцию, становясь воплощением красоты. Главной отличительной чертой этого стиля выступает декоративность, а ее основой уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Особенностями этого стиля являются природные и растительные мотивы и органичное слияние конструктивных и декоративных элементов интерьера. Это и вьющиеся растения, и изображение женских фигур со струящимися волосами.
   Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность ар-нуво.
   В рисунках и расцветках интерьера в стиле ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы. Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу. «Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.
   Наиболее яркое выражение этот стиль нашел в архитектуре и внутренней отделке загородных домов и таун-хаусов. В таких домах все до мелочей выдержано в едином ключе. Одним из характерных приемов в дизайне является сочетание контрастных фактур и материалов - например, дерева и камня, черепицы и гладкой штукатурки. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Корпусная мебель, изготовленная из красного дерева, эбена, вишни, декорируется матовым цветным стеклом, резьбой, зеркалами, вставками из слоновой кости, перламутра и т.д. Стулья и кресла – с изогнутыми ножками и спинками с флореальным орнаментом. Для обивки мягкой мебели используется атлас и шёлк.
   Линии в ар-нуво, как и в модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.
Символом стиля является цветок цикламена – знак новой жизни. Изысканность интерьеру придают цвета и фактуры облицовок, кованый чугун, оконные и дверные витражи. Витражи – знаковое явление модерна, представляют собой не абстрактную, а фигурную живопись по стеклу.
Для облицовки пола и стен используется керамическая плитка с геометрическим или флористическим орнаментом. Для оформления стен также применяются обои с рисунком (вертикальная полоска), декоративная штукатурка, сочетание шёлка или краски сверху и деревянных панелей снизу.
   На пол может настилаться деревянная доска или наборный паркет с характерными изогнутыми элементами. Популярны также многоуровневые полы – с подиумами и ступеньками.
Используемые светильники имеют плафоны в форме раскрывшегося цветка или бутона, потолочные – часто подвешиваются на кованом каркасе, который украшен железными листьями или повителью.
   Цветовое оформление – неяркие приглушённые тона светло-зелёного, лилового, жемчужно-серого и насыщенные золото и охра. Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гипс, являющиеся частью природы.