Наверх

Классический

   Термин «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый, норма, порядок. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII - нач. XIX вв. (последний часто именуется неоклассицизмом). Простые и четкие формы античного искусства принимаются за образец для подражания. Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", и ему довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. В середине 60-х годов XVIII в. убранство помещений стало простым и строгим. Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту - они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны.
   Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы рококо постепенно "успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. В классицизме мебельные ножки несут функцию опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам. Конструктивному принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом.
   В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. В завершение нельзя не упомянуть об английском классицизме, который был не столь суров, как во Франции. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792).    Один из наиболее известных его интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху.
   Стволы этих колонн подлинные античные, но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный вид. Наблюдается широкое использование античного наследия (формы, мотивы) и одновременно происходит совершенствование барочного и ренессансного стилей. Становится обязательной симметрия. Начитает применяться технология маркетри, сокращается использование золота и бронзы.
    Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка.
    Очертания спинок становятся строже, в их декор вводятся античные мотивы греческие и римские – мечи, шлемы, щиты, а также египетские: изображения сфинксов в декоре мебели; ножки стульев и столов по-египетски сужаются книзу. Популярен белый цвет. Цветовое решение интерьера это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Ванная комната в классическом интерьере оформляется в теплых оттенках бежевого цвета и смотрится очень торжественно. Позолоченные краны, стены и пол отделаны мрамором. Классический декор мебели выдержан, например, в английском стиле: натуральная латунь, выложенная вручную мозаика из кусочков дерева разных пород, патинированные зеркала. Строго и изящно смотрятся узкие вертикальные витрины, стулья из розового дерева и ореха. Классический интерьер в современном варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое.
    Классический стиль отличают симметричность в создании композиции, правильные геометрические формы и линии, утонченный и изысканный декор, дорогие натуральные материалы. Лаконизм и величие, строгость и роскошь, спокойствие и основательность – все это неотъемлемые черты классического направления. Для внутренней отделки активно применяют такие архитектурные элементы как колонны, ниши, арки, фризы, пилястры, лепные карнизы. При декорировании помещений используется лепнина и позолота, а резные детали из натуральной древесины, природного камня и металла украшают не только интерьер, но и мебель. В качестве отделки для стен в классических интерьерах чаще всего применяют обои, деревянные панели, шелковую ткань, гобелены, различные виды драпировок. Кроме того, на стенах и потолке будет актуальной художественная роспись. Непременным атрибутом стиля является паркет – наборной или штучный, но обязательно из ценных пород древесины. Классические шторы, состоят их трех составляющих – тяжелых плотных штор, легких прозрачных гардин или вуали и ламбрекена. Используют бархат, шелк, атлас, парчу, хлопок. Кроме того, в классическом интерьере обязательно используются драпировки, кисти, бахрома, декоративные шнуры, ленты, кружево, подхваты. Все эти элементы могут украшать не только шторы, но и чехлы для мебели, декоративные подушки, скатерти, абажуры.
    Кроме люстры, в классике очень популярны светильники в виде свечей, интимные бра, торшеры, а также скрытые светильники, которые удобно располагаются в нишах или за карнизами. Камин и зеркала, живописные полотна и скульптуры, бронзовые подсвечники и изящные вазы – все эти элементы декора обязательно должны присутствовать в классическом интерьере.